Стоит ли нам перестать путешествовать?

Стоит ли нам перестать путешествовать?

О чём мы забываем, когда отправляемся в отпуск? Взгляд со стороны экотуриста, который сам провёл жизнь в путешествиях.

Моя любовь к путешествиям всегда добавляла сил в спорах: я отстаивал идею, что путешествия будут полезны каждому, не только для расширения кругозора, но и для личностного роста.

Только столкнувшись лицом к лицу с разными культурами, я научился подвергать сомнению собственную непоколебимую точку зрения. Когда мы далеко от дома, мы остаёмся наедине с собственными мыслями: кто мы такие вдали от семьи, друзей и привычек? Кто мы такие, когда решать должны только мы?

После многолетнего опыта путешествий, я остановился на Бали, что заняться новым проектом. Я планировал создать путеводитель по Бали и его культуре. Мои исследования позволили узнать о неожиданных поворотах в истории Бали, о местных традициях и духовных практиках. Я пришёл к выводу, что между Бали настоящего и Бали прошлого отслеживается существенный разрыв, появившийся из-за туризма.

Колеблясь между райским внешним видом Бали и подробностями последствий массового туризма, я наконец понял какое влияние мы, путешественники из дальних земель, оказываем на эти мечтательные земли.

Также я понял, что туризм стал развлечением, продуктом потребления, как многие другие: вместо приключений и духовного опыта мы выбираем галочку в графе «всё включено».

Но слышали ли мы когда-нибудь о пагубном влиянии туризма?

Моя осведомлённость об утаённых сторонах этого вопроса напомнила мне Платоновскую аллегорию пещеры. Стоило лишь пленникам покинуть её темные стены, как ослепившее солнце застилало не только их глаза, но и разум – они не смели вернуться обратно. Как только мы узнаем что-то доселе неизведанное, мы уже не вернёмся назад.

Столкнувшись с многочисленными проблемами, вызванными туризмом, я ставил под сомнение своё положение путешественника. Как минимизировать ущерб, что я наношу? Найдутся ли более этичные способы путешествовать? Будет ли моей планете лучше, если я просто остановлюсь?

Пока я дам вам немного порассуждать над этими вопросами, мы с уверенностью можем ответить на другой: почему мировой туризм так вреден?

  • Туристов слишком много

Сейчас туризм превратился в настоящую индустрию и далеко ушёл от собственных показателей прошлого. Тогда, давно, туризм был уделом элиты, потому что рядовые люди не могли позволить себе заграничных поездок. Сегодня же мы живём в эру массового туризма.

Туризм стал доступен для всех и каждого с появлением оплачиваемых отпусков, ростом покупательной способности, появлению рынков услуг лоукостеров и развития в области общественного транспорта. Во времена моих родителей нельзя было пролететь через всю Европу за пару десятков евро. Не это ли мы называем прогрессом на пути к равенству?

Череда финансовых кризисов и коллапсов напомнила миру, что туризм способен создавать значительные экономические возможности. Согласно данным, собранным Всемирным советом по Туризму и Путешествиям в 184 странах, в одном только 2015 году в туристической области было создано более 7 миллионов (!) рабочих мест.

Вероятной причиной такой возможности, что все страны – от Франции до Уганды – не против постоянного увеличения притока туристов. Вам не кажется, что мы начинаем говорить о туризме сверх нормы, проще говоря, «сверхтуризме»?

Конечно, когда правительства ставят перед собой амбициозные экономические и политические задачи, они отодвигают на второй план благосостояние местного населения, флоры и фауны. Сам по себе туризм не несёт такой угрозы, как скопления людей в одних и тех же местах. Этом способствует развитие блоггинга и социальных сетей: стоит кумиру опубликовать фотографию места, где тот отдыхает, как толпы поклонников сразу проявляют свой интерес к этому месту.

Наплыв посетителей может не только создать очереди, но и банально нарушить благосостоянии экосистемы, такое часто происходят с пляжами или храмами в глуши джунглей.

Давайте для примера возьмём Мачу-Пикчу, город древних инков в Перу. В 2017 его посетили полтора миллиона человек, что почти в два раза превысило рекомендуемый ЮНЕСКО уровень. Сохранение самого объекта и безопасности человека действительно нужно контролировать, посещение каменных руин тысячами людей ежедневно оказывает нешуточное давление, что чревато эрозией и оползнями.

Тогда почему, если мы знаем, что чрезмерное количество посетителей представляет угрозу для Затерянного Города, почему Перу планирует постройку международного аэропорта в Чинчеро, очень близко к этому месту?

Просто потому что Мачу-Пикчу – один из главных источников дохода страны: одни толлько плата за вход в 2018 превысила 50 миллионов евро. Аэропорт поблизости привлечёт новых туристов, а, значит, сулит новыми прибылями.

Туризм не всегда несёт только хорошее, это могут подтвердить жители Барселоны. За 25 лет количество забронированных номеров в отелях выросло с 1,7 миллиона до космических 7,5 миллионов. Разве можем мы винить местных, уставших от бесконечного потока туристов?  

  • Последствия для окружающей среды

Мусор

Больше туристов – больше мусора. Всё просто. В словенском Бледе 70% мусора производится туристами, сообщает Zero Waste Europe. Сложно ли в это поверить? Нет, если учесть, что количество туристов в популярных местах сильно превышает количество местных жителей. Венеция каждый год принимает более 30 миллионов гостей, тогда как в самом городе проживают менее 60 тысяч венецианцев.

 «Пластиковое наводнение» — это глобальная проблема. Краткосрочные путешествия не позволяют наблюдать полной картины. Если у вас будет шанс прогуляться по знаменитой венецианской площади Сан Марко ранним утром, вы заметите настоящие горы мусора, оставленные туристами прошлым днём. Эта проблема стоит в итальянском городе так остро, что мусорные баки приходится освобождать ежечасно.

Потребление воды

Массовое прибытие туристов нарушает природный баланс вещей. Например, на Бали существует оросительная система для сельского хозяйства – субак – она помогает фермерам получать доступ к воде, чтобы выращивать рис. Появившийся в Бали туризм быстро обратил внимание на себя, ведь для содержания туристов в комфорте нужно много воды: сады, отели, бассейны, поля для гольфа… Из-за этого у некоторых деревень нет доступа к проточной воде, даже сейчас.

За последние 20 лет более 60% природных источников питьевой воды на Бали иссякли из-за чрезмерного использования.

Нужно пытаться беречь источники воды, необходимые не только местному населению, но и всей экосистеме.

Загрязнение воды

В популярных прибрежных районах воздействие на окружающую среду заметить особенно просто: мусор, оставляемый на пляжах отдыхающими или не убираемый сотрудниками гостиниц, никуда не пропадает. Не говоря уже, о сливе отходов в водоёмы, куда попадают отходы из ресторанов, жилых домов и даже пассажирских кораблей. По сообщения NGO Friends of Earth одни только круизные лайнеры выбросили более миллиарда галлонов сточных вод в 2014 году.

Почему сточные воды несут настолько высокую опасность для окружающей среды? Она поступает из туалетов, раковин, душевых комнат, посудомоек, стиральных машин, вот почему содержит жиры, остатки металлов, бактерии, токсичные отходы производства. При попадании такого «коктейля» в живую природу может быть не только нанесён огромный ущерб экологии, но и напрочь уничтожена жизнь в отдельном месте (знаменитые «мёртвые зоны» в океане).

По сообщениям канадского отделения Всемирного фонда дикой природы при текущем темпе развития туризма к 2035 году Северный Ледовитый океан будет затоплен сточными водами.

Загрязнение воздуха

Индустрия туризма также несёт ответственность за 8% от всех выбросов CO2 в окружающую среду. Снова обратимся к круизным лайнерам. Они используют тяжёлое топливо, из-за чего в атмосферу выбрасываются частицы серы, что вызывает у многих людей болезни сердца и лёгких. Эти же частицы способствуют созданию парниковых газов. Не случайно Исландия запретила у своих берегов любые корабли, использующие тяжёлое топливо!

Всё же существуют системы тонкой фильтрации, которые минимизируют выбросы вредных частиц в атмосферу. Стоит ли говорить, что компании не торопятся использовать свой бюджет на установку подобных фильтров?

NGO Transport and Environment опубликовало исследование, в котором рассказывалось шикарных круизных лайнерах компании Carnival.  94 такие громадины выделяют в 10 раз больше сернистого газа, чем 260 миллионов автомобилей, используемых во всей Европе. Авиаперелёты, к слову, также негативно влияют на экологию. Около 2% процентов от всех мировых выбросов приходится на коммерческую авиацию. Например, перелёт из Нью-Йорка в Калифорнию сгенерирует 20% от всех газов, которые производит ваш автомобиль за целый год.

  • Сафари и его последствия

Многие люди обожают животных. Кто из нас не восхищался смышлёными дельфинами или грозными тиграми? Сафари и порождённые подобным образом виды туризма приближают нас к животным и их миру.

Но что же такое сафари в своём первоначальном значении? Сафари – это вид активности, где человека вывозят в места обитания животных, чтобы он мог понаблюдать за повадками зверей в местах их естественного обитания. Давайте добавим немного цифр: сафари представляет от 20% до 40% от всего объёма годового туризма, а это сумма заработка в 1,5 трлн долларов.

Это серьёзный бизнес, который приносит серьёзный заработок. Ради крупных сумм люди готовы не только содержать и подкармливать животных, они готовы незаконно отлавливать их, запирать в клетках и избивать, особенно в бедных странах, где ни о каких правах животных не идёт и речи.

Любой бизнес связанный с животными несёт в себе большие риски. Зоопарки, цирки, сафари-туры, аквапарки, не говоря уже о локальных бизнесах типа «купаний со слоном» или прогулке на экипаже, фото с тигром или завтраке с особенно разговорчивым попугаем. Все они имеют одну черту: этот прибыльный увлекательный бизнес построен на нездоровой эксплуатации животных. К сожалению, именно туристический интерес. Оплачивая новые экскурсии, мы отправляем понятный посыл: «мы готовы платить, мы хотим большего».

Чтобы быть максимально осведомлённым, мы должны понимать, что бизнес связанный с дикими животными способствует исчезновению животных из мест их обычного обитания, пыткам и издевательствам над животными, изменениям их привычек питания и усугублению их репродуктивной способности

Даже если животные находятся в естественной среде обитания, их беспокоят шум двигателей и присутствие людей. Было доказано, что это оказывает влияние на их питание и репродуктивные привычки.

Да, мы всегда хотели приблизиться к миру животных. Но такой ли ценой?

  • Вторжение в жизнь местных

От скопления людей в одном месте прежде всего страдают другие люди, жители этого места.

Конечно же вы слышали о Венеции, Дубровнике, Барселоне, недавно к ним присоединился Лиссабон. Жители этих туристических мест неоднократно митинговали против увеличивающегося наплыва туристов.

Всего лишь несколько лет назад крупная часть португальской столицы была в запущенном состоянии, однако сейчас жители Лиссабона могут считать себя жертвами популярности нового туристического направления. Арендодатели предпочитают сдавать квартиры иностранцам, а не местным, привыкшим к более дешёвым ценам. В краткосрочной перспективе работа с туристами может приносить куда более высокие прибыли, но в долгосрочное отсутствие постоянных клиентов может сыграть злую шутку с хозяевами жилья: покинутый местными центр столицы не будет пользоваться спросом.

Увеличение цен на жильё касается и других аспектов экономики, растут цены в кафе и ресторанах, даже на трамвайные билеты. Просто потому что культовый желтый трамвай популярен среди туристов, многие местные жители больше не могут позволить себе его использовать: стоимость билета подскочила с 0,50 центов до 3 евро всего за несколько лет.

Сколько должно пройти времени, чтобы столичная часть Лиссабона была покинута снова, на этот раз уроженцами столицы и другими жителями Португалии? Что вообще такое город, покинутый своими жителями?

  • Культура на продажу?

Что заставляет нас выбирать ту или иную страну из широкого спектра потенциальных мест для отдыха? Нет сомнения, что это связано с определенной культурой или определенной средой, уникальной для каждой страны. Именно культуру мы «покупаем» вместе с билетом

Мои друзья-иностранцы часто рассказывают мне, как им любопытно приехать во Францию, чтобы попробовать местный паштет, посидеть в типичном парижском кафе на террасе или позавтракать в Ейфелевой башне. Если ехать в Марокко, то только чтобы бродить по базарам, потягивая мятный чай, поддаваясь очарованию пустыни! Образы управляют нашим выбором.

Догадливые продавцы из индустрии туризма хорошо изучили наше стремление к чему-то новому, наше безграничное любопытство и желание попробовать что-то отличное от привычного. Это теперь тоже можно продать.

В крайних случаях культурный образ нарочно преувеличивается, инсценируется и упаковывается таким образом, чтобы быть проданным туристам по максимально высокой цене. В поиске истинной аутентичности гораздо проще натолкнуться на грамотно сделанную подделку. Вот история двух путешественников, посетивших несколько племен в Эфиопии.

«Туризм в долине Омо состоит из встречи с 16 племенами в небольших деревушках, специально отобранных для иностранцев. Чтобы попасть внутрь, нужно заплатить местному гиду за вход и охрану. Все деньги отдают деревенскому старосте, который перераспределяет их на нужды деревни. Мужчины, женщины и дети одеты в традиционную одежду — конечно, они обычно так не одеваются. Только для туристов. Их цель: быть сфотографированными. Для туристов: картина = 5 быр (примерно 10 руб.) с человека.”

Таким нехитрым образом воссоздана «идеальная» аутентичность для туристических развлечений: туристы получают то, на что приехали посмотреть — что-то любопытное, что-то другое. Если бы мы отважились на такое сравнение, то могли бы вспомнить знаменитую Международную колониальную выставку 1931 года, когда в Париже выставлялись “экзотические культуры” со всего мира как животных в зоопарке.

Эта «фольклоризация» культуры происходит из желания сделать культуру более сенсационной, более подлинной, чем сама реальность. Для бесконечных нужд развлечения мы искажаем эту самую культуру: она больше не воплощается, мы продаём её за деньги.

Так это означает, что мы должны перестать путешествовать?

Несмотря на все веские причины остановиться, я все ещё думаю, что путешествие – это способ получить максимально яркие впечатления. Путешествия позволили мне найти самого себя: стать более благодарным, терпимым, принимающим и сострадающим.

Хоть я и держу в голове негативные последствия туризма, я предпочитаю фокусироваться на положительных. Понимании устройства индустрии туризма и её закулисных игр – это фактор, позволяющий, не только выбраться из пещеры массового туризма, но и привнести в свою жизнь адекватный и полезный выбор.

Если после прочтения текста вы задумались о более этичных методах путешествовать, то вот вам мои несколько советов:

  • Изучайте, изучайте и ещё раз изучайте: узнавайте обо всех маленьких деталях, куда бы вы не отправлялись. Не забывайте учитывать политическую, социальную и экологическую обстановку страны.
  • Меньше отходов: После себя нужно оставлять лишь следы на песке, никак не пластиковые бутылки.
  • Меньше перелётов, больше путешествий: Не летите на короткий отрезок времени, лучше выберитесь на подольше. Так вы изучите место лучше и ваше путешествие станет более запоминающимся.
  • Планируйте траты: Это не только значит разделять бюджет, но и выбирать куда отправиться, в местную кафешку или ресторан для туристов.

    Дерзайте, путешествуйте или нет, главное, думайте о том, что вы делаете.

Поделиться ссылкой: